Суббота, 18.05.2024, 11:34 | Приветствую Вас Гость

ЦЕНТР

Главная » 2009 » Июль » 9 » Что меняют президентские выборы
Что меняют президентские выборы
17:16
Когда еще несколько лет назад обозначилось, что все лидеры украинских политических сил будут баллотироваться в президенты, стали очевидными неполнота и обратимость политреформы 2004-го. Ведь в европейских парламентских республиках президентский пост является целью в основном для политиков, которые уже добились в жизни всего и хотят красиво и необременительно для себя побыть на виду, прежде чем уйти на покой. Но планы баллотироваться со стороны Тимошенко, Януковича, Литвина, Яценюка показывают, что для украинских политиков эти выборы
— событие № 1.
Как главное политическое событие рассматривают их и большинство избирателей как по всей Украине, так и в отдельно взятом регионе. Отсюда и такое неприятие ими отмены прямых выборов главы государства, которая предполагалась в проекте несостоявшейся коалиции ПР и БЮТ. Более того, согласно майскому соцопросу ФОМ большинство народа, хотя и относительное (46% против 21%), считало, что президентские выборы надо проводить в октябре, а не в январе, и было недовольно вердиктом КС, отменившим избрание президента осенью. Ясно, что народ хочет выбор
в поскорее, поскольку уверен, что они изменят положение дел в стране.
Между тем в кругу людей более сведущих — как политиков, так и журналистов — стала муссироваться мысль, что ничего существенного президентские выборы не изменят, ибо политреформой полномочия главы государства сокращены в пользу парламента, состав которого останется неизменным.
Но инстинктивно народ прав. Дело не только в том, что несовершенство политреформы оставило у президента не такую уж малую долю админресурса. Главный смысл президентских выборов в том, что голосование на них определит перспективу на будущее тех политических сил, которые кандидаты в президенты возглавляют. Победитель получит ресурс свежего народного волеизъявления. Такого ресурса не имеет Верховная Рада в целом, избранная в 2007-м. Им частично могут располагать лишь депутаты, которые будут ориентироваться на победителя.
Разумеется, можно внешне игнорировать смену президента, можно даже сопротивляться ему и его сторонникам. Но одно дело — блокировать электрощитовую, ломать микрофоны и усаживаться в спикерское кресло, зная, что твои партия или блок на подъеме, другое дело — совершать то же самое, сознавая, что лучшие дни этой политической силы миновали надолго, если не навсегда. Для последнего нужен такой драйв, как у «настоящих буйных». А он несвойственен подавляющему большинству парламентариев, наверное, не только Украины, но и других государств.
Когда 15 лет назад Леонид Кучма стал президентом, он не имел таких полномочий, какими располагал, избираясь повторно и покидая власть в 2004-м. Так же, как и сейчас, избрание президента не влекло за собой сложения полномочий правительства. Да, парламент тогда не был партийно-структурированным. Но он обладал почти таким же, как Кучма, ресурсом свежего волеизъявления: Раду второго созыва избрали лишь на три месяца раньше. Президент же пришел к власти, не располагая ни одной ориентированной на него фракцией. Тем не менее скоро, хотя и не без про
блем, Леонид Кучма «построил» этот парламент.
Рассмотрим сценарии, по которым будут развиваться события в случае победы каждого из трех главных фаворитов выборов.
Если победит Яценюк
Возьмем вариант, который, казалось бы, означает наиболее слабого президента — победу Арсения Яценюка.
Он даже собственной фракции в парламенте не имеет. Однако победа экс-спикера возможна только в том случае, если в первом туре он сможет опередить Юлию Тимошенко. И такая победа будет означать, что нынешний премьер потеряла лидерство в «оранжевом» сегменте украинского электората. Это будет шоком и для ее избирателей, и главное — для ее окружения.
Ведь с момента избрания в парламент Тимошенко шла от победы к победе: рядовой депутат, глава теневого правительства партии «Громада» (в каковом качестве и баллотировалась в 98-м), лидер самостоятельной фракции и самостоятельной партии, вице-премьер по ключевому направлению, лидер блока собственного имени, прошедшего в парламент в 2002 г. вопреки соцопросам, премьерство, огромный успех на выборах-2006, приумножение этого успеха на выборах-2007 (инициированных ею же), наконец — новое премьерство, уже с пореформенными полномочиями.
Разумеется, этот путь не был устлан розами. Были и смещение с вице-премьерского поста с недолгим пребыванием в Лукьяновке, и лишение премьерства в 2005-м. Однако те удары она терпела от власти (а именно — от президентов), но не от народа. И с каждыми выборами политическая сила Тимошенко улучшала свой результат: в 2006-м почти втрое в сравнении с 2002-м, а в 2007-м в 1,5 раза в сравнении с 2006-м. А если премьер не выйдет во второй тур, значит, ее результат окажется разительно хуже, чем у БЮТ в 2007-м (возможно, даже меньше, чем у БЮТ в 2006-м).
Такое падение популярности испытывали и консерваторы, и лейбористы, и ХДС. Однако в тех случаях речь шла о традиционных политических партиях, а не о силе, созданной под лидера (да и в Британии, Германии и других странах партийные лидеры после подобных неудач менялись). Поэтому для многих людей из фракции Юлии Владимировны ее невыход во второй тур будет означать исчерпание политической перспективы БЮТ.
Они сделают вывод, что, конечно, Тимошенко еще долго будет иметь немало преданных избирателей. Но этой преданности хватит на повторение в течение нескольких избирательных каденций таких же результатов, как показывали Александр Мороз и СПУ в 1998—2006 гг. Вполне возможно, даже результатов несколько лучших, однако все равно шансы Тимошенко получить первый пост в государстве или выиграть выборы парламентские станут после такой неудачи сверхпроблематичными.
А ведь многие политики пришли в БЮТ из расчета, что, в конце концов Тимошенко выйдет на вершину власти и откроет перспективы и для них. Как поступят эти деятели? Переориентируются на победителя, предложив Яценюку свои услуги.
Как практически это будет выглядеть? После президентских выборов (возможно, даже между первым и вторым их турами) Юлия Тимошенко получит вотум недоверия: недостающие для этого голоса доберут за счет представителей НУНС (ориентироваться на Яценюка им будет наиболее логично после провала Ющенко), Блока Литвина и, вполне вероятно, самого БЮТ.
Дальше вырисовывается перспектива досрочных выборов, которые выглядят выгодными прежде всего для той стороны, которая выиграла выборы президентские, ибо часть электората всегда ориентируется на власть. Это показывают многочисленные соцопросы. Между тем если брать электорат Сумской области можно констатировать неопределенность сумчан в целом к каждому претенденту.
Так, по данным ФОМ-Украина, в ноябре 2007 г. (т. е. до формального создания «демократической коалиции») Партия регионов имела заметно больший рейтинг, чем БЮТ — 27% против 22%. В декабре, когда коалиция создалась, но Тимошенко еще не была утверждена премьером, соотношение сделалось противоположным — 25% против 26%. В январе же, после формирования кабинета БЮТ—НУНС, оно стало 21% против 29%. Сходные тенденции демонстрировало общественное мнение и в 2005-м после победы Ющенко (резко вырос рейтинг «Нашей Украины»), и в 2006-м — после создания антикризисной коалиции (резко вырос рейтинг Партии регионов и Януковича).
В случае победы Яценюка досрочные выборы принесли бы несомненный успех его пока гипотетическому блоку, в котором мы бы обнаружили немало знакомых лиц из всех парламентских фракций (скорей всего, кроме КПУ). Преимущество такого блока над БЮТ возросло бы и дало основания для того, чтобы отдать последнему роль только младшего партнера в коалиции.
Однако общество устало от выборов. Как писал Франц Кафка, «в конце концов устали даже бесконечные скалы». А еще больше устали от выборов партийные спонсоры, для которых такие мероприятия в разгар кризиса — явное умножение убытков. Недаром зачастую коалицию ПРиБЮТ считают инициативой самих спонсоров этих сил с целью избежать предвыборных затрат.
Но как же без выборов переформатировать парламент, если коалиции у нас создаются фракциями, а фракции существуют только на основе политических сил, прошедших в Раду по итогам выборов? Ведь ныне приверженцы Арсения Яценюка не имеют права создать в Раде ничего большего, чем депутатская группа в составе фракции.
Ответ один: таким же способом, как переформатировался парламент после избрания Кучмы в 1999-м и Ющенко в 2004-м — путем межфракционных переходов и создания новых фракций. Победившему президенту — независимо от его фамилии — есть чем привлечь депутатов. А те и сами готовы привлекаться, так как многим из них комфортно в Раде, только опираясь на власть, а еще большему числу хочется избежать лотереи в виде досрочных выборов.
При таком варианте президентство Яценюка приведет к тому, что от фракции БЮТ в его пользу отколется немало депутатов. Подвергнется эрозии и ПР, но, очевидно, меньшей, так как для этой силы харизма лидера не имеет столь исключительного значения, как для БЮТ, а проигрыш во втором туре, безусловно, меньший удар, чем невыход в финал.
Разумеется, описанный процесс неконституционен. Но вы уверены, что к инаугурации Конституция в этой части не изменится? Вполне возможно, что ближе к выборам появится проект изменений Основного Закона, который сведется лишь к ликвидации положений об императивном мандате со ссылкой на рекомендации Венецианской комиссии, ПАСЕ и т. д.
Если голосование 17 января приведет к финалу Янукович—Яценюк, такой проект будет проголосован в Раде в первом чтении и сразу же после парламентских каникул — во втором.
Да, без «регионалов» такое решение невозможно, но достаточное число, чтобы обеспечить 300 суммарных голосов, в этой фракции найдется. Ведь партия никогда не была апологетом императивного мандата, а его отмена покажется ей меньшим злом, чем досрочные выборы на волне победы Яценюка. Не думаю, что в промежутке между двумя чтениями проект задержится в Конституционном Суде, ибо КС тоже устал от бесконечной нестабильности, а главное — вынужден будет принять во внимание усталость олигархов.
Правда, сейчас единственная конституционная идея Арсения Яценюка — это запрет изменений Основного Закона без референдума, и такая политреформа с ней не согласуется. Но, похоже, этот тезис выдвигается экс-спикером то ли от недостатка креатива, то ли с целью закрепить свое сотрудничество с администрацией Ющенко (у которого аналогичная фишка в проекте Конституции), то ли от неосознания собственных интересов. Но, безусловно, ближе к выборам эти интересы будут осознаны. К тому же формально Яценюк будет выглядеть непричастным к подобной конституционной инициативе.
Да, если этот политик в итоге и победит, то все равно в первом туре он не будет иметь большого преимущества над Тимошенко. И вполне возможно, что для гарантий перехвата избирателей БЮТ Яценюк недвусмысленно заявит, что выступает против смены премьера, а лишь за коррекцию состава правительства. Однако это все равно не будет означать, что он заинтересован в сильном по амбициям премьере, каким неизбежно будет Тимошенко. Можно все что угодно на публику сказать, но при этом не препятствовать голосованию о недоверии Кабмину так же, как Кучма не препятствовал провалу кандидатуры Пустовойтенко в 1999-м. После можно — так же подобно Кучме — публично посетовать по поводу неконструктивности работы парламента. А далее события могут развиваться по сценариям, описанным выше.
Если же Сергей Тигипко или кто-либо иной из кандидатов, считающихся сейчас техническими, вдруг обойдет Виктора Януковича, не позволив ему выйти во второй тур, а затем и выиграет выборы, то новые выборы или переформатирование парламента пройдут по тому же сценарию, что и в случае с победой Яценюка, только главной жертвой здесь станет не БЮТ, а Партия регионов.
Однако победа такого кандидата выглядит пока чистейшей фантастикой, равно как победа Тягнибока, Ющенко, Гриценко или любой фигуры в «оранжевом» лагере, помимо Тимошенко и Яценюка.
С другой стороны очень явно вырисовывается предвыборная программа под названием «АРСЕНІЙ». В частности если брать Сумскую область то возглавил это «движение» малоизвестный в политических кругах (в принципе вообще не политик) Новиков. Кто он? Случаен ли выбор? Можно констатировать только одно- держаться он будет только за фамилию своего лидера , а скорее всего даже не за деньги ,а за обещание должности в случае победы. Авторитетом и поддержкой в среде политиком тут и не пахнет учитывая амбиции последних. Хрупкость такой системы просто очевидны.
Если победит Янукович
Если же на выборах побеждает Янукович, то нельзя исключить коалиции ПРиБЮТ. Но это скорей всего возможно лишь в том случае, если он выиграет финал у Тимошенко с крайне незначительным преимуществом. Тогда обеим сторонам станет ясно, что нет смысла искушать судьбу на новых парламентских выборах, а БЮТ вдобавок поймет, что такой раздел власти более выгоден, чем оспаривание итогов голосования в судах.
Теоретически такой вариант коалиции возможен и тогда, когда Янукович выиграет финал у Яценюка. Но в этом случае у «регионалов» будут обоснованные претензии на доминирование в такой коалиции, а Тимошенко будет трудно с этим согласиться.
Разумеется, если выборы подтвердят результаты нынешних соцопросов, когда Яценюк является серьезным конкурентом Тимошенко, то депутатам от БЮТ объективно никак не нужны будут новые парламентские выборы, которые приведут к сокращению их фракции. Но для БЮТ как политической силы равно тяжелы будут и роль младшего партнера в коалиции с «регионалами», и выборы. Поэтому ход событий предугадать непросто. Но представляется, что он будет следующим.
Выигрыш Януковича, бесспорно, сделает возможным выражение недоверия правительству Тимошенко в парламенте. Однако конституционные изменения, ликвидирующие императивный мандат, если и будут приняты, то только в первом чтении. Их полное принятие в этом созыве парламента возможно только в случае очень убедительной победы Януковича над Тимошенко. А последняя выглядит маловероятной.
Не исключен этот ход событий и в случае, если лидер «регионалов» выиграет в финале у Яценюка с любым счетом. Однако далеко не ясно, сочтут ли приверженцы экс-спикера такой вариант для себя выгодным. Возможно, что, напротив, им покажутся более привлекательными нынешние правила игры — чтобы подмять под себя фракцию НУНС.
Разумеется, и некоторые представители «оранжевых» фракций начнут переориентироваться на Януковича-президента, но — в силу их идейной специфики — этот процесс не будет массовым. Поэтому вероятность досрочных выборов в случае победы «регионалов» на порядок выше, чем изменений Конституции в части ликвидации императивного мандата.
Однако в таком случае выглядит вероятным, что, прежде чем уйти на выборы, парламент изменит избирательный закон, введя так называемые открытые списки. (Разумеется, нет никаких препятствий к принятию такого избирательного закона и если Яценюк станет президентом, только вероятность выборов парламента тогда меньше). При этом парламентский олигархат из всех фракций будет настроен на такую редакцию закона, которая сделает выборы близкими к мажоритарным. Впрочем, независимо от избирательной системы выборы, происходящие на волне победы Я
уковича, усилили бы представительство «регионалов».
Если брать Сумскую область то остается осадок после выборов 2004 года. Хотя многие стали склоняться именно к профессионализму той команды. Уже и имя Щербаня В.П. вспоминают чаще и больше с положительной стороны. Оранжевые сторонники революции многие пересмотрели свои взгляды за последние годы. И в итоге можно констатировать только одно, что сторонников Януковича увеличиться.
Если победит Тимошенко
Наконец, третий из наиболее вероятных исходов выборов — победа Юлии Тимошенко. Здесь есть два варианта развития событий — в зависимости от того, какой будет эта победа.
Одно дело — это малый отрыв Тимошенко от Яценюка, который вынудит ее к формальным и серьезным договоренностям с ним. А договариваться в этом случае можно будет только об одном — о посте премьера. Если брать аналогии с историями Александра Лебедя и Евгения Марчука, то выполнять обещания надо будет еще до второго тура. То есть идти в финал выборов экс-премьером.
Ющенко же вряд ли будет долго думать, внося в Раду кандидатуру Яценюка. А тот, даже если не будет утвержден, не должен сильно расстраиваться. Наоборот, такой вариант ему выгоден, ибо в этом случае неизбежны выборы с появлением в парламенте его немалой собственной фракции. Тогда как отсутствие Тимошенко-президента в списке БЮТ дополнительно усилило бы позиции его блока.
А если Яценюк утверждается премьером, то мы возвращаемся к ситуации, близкой к нынешней. Столкновение амбициозного премьера и сверхамбициозного президента выглядит почти предопределенным. Разница будет лишь в том, что президент окажется популярнее нынешнего. Но и этого уровня популярности вряд ли хватит, чтобы изменить Конституцию в пользу президента, тем более что премьер Яценюк будет вести с «регионалами» свою игру.
Другой вариант — убедительная победа Тимошенко. Убедительная в плане отрыва не столько от Януковича, сколько от Яценюка и других ее конкурентов в «оранжевой» половине Украины. В этом случае мы получим стоящее в тени президента правительство во главе с Александром Турчиновым и укрепление нынешней коалиции.
Так, без президента Ющенко Тимошенко сможет рассчитывать на лояльность гораздо большего числа нунсовцев. Кроме того, и на перебежку некоторого числа «регионалов», которые устанут быть в оппозиции. Вариант коалиции ПРиБЮТ будет реальным только с «регионалами» в качестве очень младших партнеров, с чем партия вряд ли согласится. Число же «региональных» перебежчиков в лагерь коалиции будет вряд ли велико, но все же оно вкупе с прочей перестройкой ВР даст коалиции возможность принимать решения, не опираясь на голоса коммунистов. Тогда вряд ли надо ожидать изменений Конституции в части формирования коалиции и принципиального для Тимошенко императивного мандата.
При таком варианте актуальность изменений Основного Закона отойдет на задний план, ибо в описываемой ситуации Конституция как раз сможет работать, по крайней мере — в части отношений между ветвями власти. Ибо работоспособна она лишь при условии добровольной подчиненности премьера президенту (или же президента — премьеру).
При всех раскладах кто бы не был президентом остается открытым вопрос по меру областного центра. Наконец то договорившись с большинством в местном парламенте он прекрасно осознает, что в новую каденцию многие депутаты нынешнего созыва не попадут. Хотя корона с головы не падает - он осознает, что дальше ему будет туго. Одно его спасает - отсутствие реального претендента на должность. Хотя могут появиться и серьезные претенденты. Все прекрасно понимают, что команда нынешнего губернатора после явного поражения Ющенко на местах не оста
ется и будет искать себе применение. Могут всплыть серьезные фигуры – тот же Лаврик, Деркач, Лаврик –младший, Сапсай и многие другие. Да и темной лошадкой остается фигура от БЮТа , если амбиции Шапошника (другими словами, если он будет умней) не позволят выставляться самому (хотя это явно проигрышный вариант). Да с БЮТом не все так просто, а последнее заявление про Юлю ставит его градоначальника в нехорошую позу, я бы сказал раком, причем доподлено известно какая была реакция Юли Владимировны на наивную шалость нашего градоначальника (такое она не забывает и тем более не прощает). Такой же лошадкой остается кандидатура от Партии Регионов. Так что булки расслаблять рановато. И конечно все эти тендерные скандалы, повышения тарифов, непрофессионализм чиновников, жажда власти и денег, губительная политика, разбазаривание бюджетных денег приведет к краху.
Просмотров: 761 | Добавил: lewka | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сумы, молодежная организация, политика, минаев, работа, власть, деньги, недвижимость, молодежь, развитие, земля, доллар, евро, курс, фото, фотографии, озеленение, меценат, видео, рынок, безработица, кризис, биржа труда, занятость, население, сумская, область